19:37

В глубинах Сибуя, возле Догендзака есть паб АльтГейт. Там всегда много японцев, британцев и финнов, отсутствуют охотницы за гайдзинами, много постоянных посетителей и все всегда как одна семья. Играет старый металл проигрыватель виниловых пластинок, а по ТВ крутят футбол. На барной стойке герб Лондона и есть ощущение, что где-то в глубине UK ты и находишься. Такой вот он Токио - переносит во времени и пространстве.
Элемент интерьера:



05:15

Напишу я, пожалуй, о токийском транспорте.
Все прекрасно знают, конечно же, что транспортная система токио очень навороченная, что бывают разные типы поездов и так далее. Всё это скучно и неинтересно, поэтому я расскажу о другом, об иностранцах и их приключениях в токийских поездах.
Всякие путеводители по Японии добросовестно печатают у себя карту метро Токио и, например, Осаки, а бывает что еще и других городов, чтобы иностранец, приехав в Японию, смог доехать куда надо и не потерялся, а то кто знает, пока что никто из потерянных не возвращался. Тут они, конечно, молодцы, без карты метро как без рук, если нет мобильника.

Вот она, карта метро Токио в миниатюре, для наглядности (13 линий метро):



Однако, мне часто-часто приходится видеть следующую картину: стою я, например, в поезде, который, допустим, едет из Токио в Йокогаму через Кавасаки. Что Йокогама, что Кавасаки это всё крупные города так называемого большого Токио. И вдруг я вижу иностранца, который пристаёт к какому-нибудь японцу с расспросами, держа в руке, угадайте что? Конечно же, карту метро, взятую из того самого путеводителя "Токио для чайников".
И смешно и не слишком в то же время, потому что метро в Токио имеется только в восточной части города, занимает вовсе не самую большую часть из всей транспортной системы, да и то далеко не всегда удобно им пользоваться. А еще ведь есть йокогамское метро... Основную часть транспортной системы города составляют наземные поезда частных и государственных линий, а также несколько монорельсов. Вот их-то никто и не печатает в путеводителях. Ограничиваются кольцевой линией Яманоте, которая, в принципе, всего лишь опоясывает систему метро всё на том же востоке города.
Поэтому, дорогие читатели, будете печатать путеводитель по токио, напечатайте там нормальные карты транспорта, пожалуйста!:)

А это карта наземных поездов JR всё в том же токио для сравнения (35 линий, обратите внимание на кольцо аккурат посерединке, внутри него и находится почти всё метро):



А теперь мысленно можно добавить еще десяток-два частных линий сверху :)

Токиец, собравшийся в путешествие по стране на фоне синкансена:


13:10

Мой девайсообзор.

Купил я себе, понимаешь, кеды. Кеды это очень модно было года три или четыре назад в Токио, а может и во всей Японии, сейчас мода подугасла, но кеды всё еще можно купить. Почти все они называются Converse и выглядят точь-в-точь как кеды у Курта Кобейна на фотках. Короче, довольно стильно. Бывают еще всякие гламурные кеды с острыми носами и золотистой каёмкой. Для рэпперов, похоже. Хотя вообще сложно представить японского рэппера с начесанной прической до потолка, вдохновившегося эстетикой Кобейна.
Итак, краткий обзор кед. Кеды, понимаешь, девайс удобный, но в нём довольно жарко.
С другой стороны, в в них приятно ходить по мокрому асфальту, чего не скажешь о мокасинах, кожа которых имеет тенденцию напитываться всевозможными жидкостями.
Самое главное качество кед - отличное соотношение цена/что получаешь в итоге. Вообще они достаточно дорогие, но так как мода, повторюсь, подугасла, то замечательные кеды купить можно всего за 5-6 тысяч йен, т.е., за 50-60 долларов сышыа.


Рис. 1 - кеды обыкновенные, с декоративным напылением. Япония, XXI век н. эры, неизвестный мастер.

Второй мой предмет девайсообзора это новый плеер, понимаешь ли. Вообще я ходил по магазину и не знал что выбрать. Смотрел на внешний вид и понял, что плееры не особо-то прогрессировали за последнее время. Ну, как были балалайками пластмассовыми, так и остались. Чем-то напоминают революционные терки для огурцов, "бабочки" для похудения и игрушечные вертолетики, сделанные в китае из низкокачественной пластмассы и широко рекламируемые в каталогах а-ля Anttilla и занудных телепередачах "купи сейчас всего за 999,99 и получи второй бесплатно".
Так вот, первое, на что наткнулся мой взгляд, был, естественно, айпод. Вот уж в чём нельзя упрекнуть айпод, это в юзер интерфейсе, как хардварном, так и софтварном. Сам девайс очень красивый, аккуратный и качественный, и без кислотных цветов а-ля желко-зеленая шапка в чёрную крапинку "abidas ski" с с розовым помпоном у советского лыжника конца восьмидесятых. Да и софтварный юзер интерфейс сделан вполне нормально и интуитивно понятно, по-моему. Управление айподовым кружком тоже радует. Экранчик хоть и низкого разрешения, а цвета так себе, но в целом, опять же, всё приятно, без кислоты.

Рис. 2 - iPod обыкновенный. Япония. Предположительно, эпоха Хэйсэй.

Однако, есть у айподов две проблемы, из-за которых я его покупать не стал - геморрой с закачкой файлов, которые обязательно требуют специального софта а-ля айтюнс и конвертации, вроде, а вторая проблема это цена. Ну, согласитесь, это бред платить 230 долларов сышыа за 4гигабайтовый плеер с заурядной начинкой. Поэтому айподом я полюбовался, но как покупку игнорировал.
Второе, на что упал мой взгляд, это iRiver E100. Во-первых, потому что экранчик раза в 2 больше айподовского (если не думать про тач, конечно), вид, опять же, неплохой. Да и восторженные отзывы многочисленных пользователей айРивера вспоминаются сразу. Напоминают они, правда, восторженные отзывы юзеров сони эриксон и субару, но всё же он небезосновательны. В общем, всё бы хорошо в том айривере, если бы не очень-очень тусклые экраны. Вроде, для ползания по меню достаточно, а когда смотришь фотки или видео, то наслаждаться сим зрелищем можно разве что в полной темноте, когда тусклая подсветка выглядит лучше. По этой причине и айривер отпал.


Рис. 3 - iRiver E100. Япония. Найден в закормах Сакура-я. Возможно, эти два экземпляра использовались в религиозном культе.

Уже, было, покинув мысли о покупке проигрывателя, пошел я к стойке Creative и Cowon. Про первый и так понятно, бренд известный и немножко крутой. Второй же - название какое-то фермерское, хоть и слышал о них много хорошего. Повертел в руках сии ковоны - громоздкие, а экранчики дешевые и низкокачественные. Звук послушать возможности не было, но на этом хватит. А вот у стойки Creative привлек внимание плеер ZEN. Тут уже всё иначе - превосходный экранчик (все уже заметили, что я только по экранчику и выбирал?), отличный, продуманный юзер интерфейс, приятный дизайн, но корявые кнопки управления, а так же полное отсутствие какого-либо цвета, кроме черного. А мне белый хотелось бы...
Вздохнув, пошел я дальше и увидел "совсем другую историю" - Creative ZEN X-Fi. Вроде, тот же Zen, но кнопки с виду другие, намного красивее, а задняя панелька без стильных зеновских рельефных кругов. По цене разница всего в 3,5 тысячи йен. Повертел я его в руках, подивился яркому, с насыщенными цветами экранчику, хорошему управлению, приятному юзеринтерфейсу со всех сторон. Там же рядом были наушники Creative Aurvana Live!, которыми предлагалось послушать как этот самый плеер звучит. Одел я, значит, наушники, остальные звуки исчезли вокруг в тот же миг. Включил что-то, что было в этом плеере и теперь он меня окончательно пленил - чего ожидал меньше всего, это по-настоящему хорошего звука от мп3 плеера. Будто через деревянные колонки и высококачественную саунд-карту от этого самого Creative. В общем, послушав как это звучит, я и решил его купить. Хоть я и искал 4гиговый продукт, а у этого плеера самая "маленькая" версия это 8 гигабайт, да и черный он, белой версии не существует в природе. Звук пересилил все "недостатки".


Рис. 4 - Creative ZEN X-Fi. Наши дни.

Купил я его, а пойнт-карточка Йодобаси камера дала мне еще и скидку в 2,5 тысячи йен, поэтому разница в цене с более "младшей моделью" практически не почувствовалась.
Что я могу сказать, поюзав его пару дней? В принципе, в нём есть всё, но нет ничего лишнего. Есть 8 гигабайт памяти на борту, слот для SDHC/SD карт, позволяющий расширить память до 64 гигабайт, есть отличные (нет, серьезно, отличные!) наушники, которые позиционируются как первые качественные наушники, попавшие в стандартную поставку с плеером, есть видео/картинко/музыко/радио проигрыватель, даже органайзер, на 16гиговых моделях есть вай-фай и мессенджеры яху и мсн, есть прекрасный юзер интерфейс, всё летает, плавает и сияет, яркий, насыщенный экран с несколькими темами оформления, цифробуквенная клавиатура, умело замаскированная под случайных прохожих, о которой сразу и не скажешь зачем она такая, есть зарекомендовавшая себя технология X-Fi, которая раньше встречалась только на звуковых картах от Creative и есть чистый, глубокий звук, которого я еще от плееров не слышал нигде и никогда, всякие фичи для синхронизации с компом, работающие без стороннего софта, диктофон и много чего другого. В целом, не смотря на то, что плеер выпущен (по-моему) всего пару месяцев назад, он уже имеет одно из лучших, если не лучшее соотношение price/value. Хоть и многие обозвали его убийцей iPod Touch, всё-таки это девайс другого плана. Всем тепло рекомендую, кто стоит перед выбором плееров.

21:29

Есть такое наречие английского (?) языка, которое называется engrish.
По сути, ничего обидного и смешного в нём нет, это не менее и не более чем уникальный продукт смешения японской фонетики и английской лексики, а так же путаницы с правилами романизации японского языка:)
так вот, несколько интересных фактов.

Оказывается, что батарейка это vattery.
...а коктейль Cuba Libre это Cuba Rivre.
А то, что алкоголь это "арукору", это вообще уже никого не удивляет.
Во многих итарьянских ресторанах можно откушать оливковое масло - orive oil.
И несложно догадаться что значит знаменитая фраза "аи рабу ю" :)


На самом деле, подобных чудес можно найти в куче языков. Вот, например, чего стоят романизмы в русском языке. Никто, однако про этот русскиий (ударение на последний слог), не говорит.

08:51

Живя в таком городе, как Токио, иногда наступает перенасыщение общением и хочется просто побыть наедине.
Сделать это проще простого - выключить телефон, не включать компьютер, взять велосипед, купить в конбини перекуску и отправиться куда-нибудь. Можно усесться в парке поздно вечером и скушать купленное в конбини. Правда, опыт показывает, что в парках по ночам таких искателей одиночества более чем достаточно.
Сегодня вот даже на обед пошел один. Просто чтобы расслабиться.

05:35

Что можно купить за одну йену?

- Мобильник
- Другую одну йену

что еще?

О японских туалетах не писал только ленивый.
Поэтому я примкну к кругу писавших и напишу от себя про туалеты. Уже писал, конечно, но напишу еще раз. Туалеты ведь достойны этого.
Все, конечно, знают, что уважающий себя японскй туалет представляет собой несколько упрощенный центр управления космодромом межгалактических сообщений.
Это, конечно, отчасти правда, но порой бывают и авангардные ЦУКМС:



09:19

...а монетку я отдал коллеге, у него уже несколько таких старых.
Дождь льёт уже несколько суток, останавливаясь передохнуть, когда я еду домой со станции или наоборот на велосипеде.
Все уже привыкли и бегают по улице так, будто и дождя-то никакого нет. Разве что волосы кудрявятся.
По дороге с обеда зашли во фруктовую лавку, где я купил две груши. Одну мы с удовольствием разделили с коллегами и скушали.

20:36

На карточке метрошной закончились деньги, а тысячника, чтобы её пополнить, было жалко, поэтому решил купить билет. Покупая билет, аппарат отказывался принимать одну десятийенную монету. И так я её бросал и эдак... Потер даже о прилавок, а она всё никак не принималась, аппарат ругался и требовал другую.
Дал аппарату другую, а сам решил рассмотреть загадочную монетку. Ну, не может же она быть фальшивой.
Первое, что бросилось в глаза, это то, что монетка принадлежит предыдущей эпохе - эре Сёва.
Вообще традиционное японское летоисчисление считается не с рождества Христова, как во всем западном мире, а с момента становления нового императора. Поэтому вполне нормально сказать "я родился в таком-то году эпохи Сёва", например. А нынешняя эпоха называется Хейсей.
Так вот, на монетке написано 昭和二十七, т.е., это не хухры-мухры, а двадцать седьмой год эпохи Сёва. Несложно посчитать, зная, что год его становления 1926 с рождества Христова, что это 1952 год.
Вот такая вот старая монетка все еще в обороте. Даже отдавать её в магазине не хочется, это же почти антиквариат.
А аппарат её не брал из-за неподходящего веса, похоже. Края её не ребристые, а диаметр на десятую часть миллиметра меньше более современных монет. Да и потерлась она изрядно.

08:10

Рядом с моим домом, похоже, будут строить еще один дом. В том месте разровняли землю и получился такой большой прямоугольник сырой земли.
А сегодня ехал мимо - в землю воткнуты четыре палки, к ним привязаны разноцветные ленточки, между палок стоит алтареподобный стол, на нем куча всяких яств, похоже, пожертвований духам будущего дома и нынешней земли, стоят прямо на сырой земле два синтоистских священника в белых одеждах - женщина и мужчина и чем-то возле стола занимаются. Торжественный момент.
На дороге рядом стоят, похоже, владельцы строительного участка и с улыбками за всем действом наблюдают.
Так строят дома вокруг Токио.

Кстати, когда у меня дома творились странные вещи, я рассказал товарищу. А он сказал, чтобы это всего лишь привидение, нужно пригласить домой синтоистского священника и привидение либо станет добрым, либо уйдет.
Кстати, привидение подобрело само по себе. :)

14:41

Беседовали с коллегами за обедом:

- Думаю, нам нужен офис в Окинаве. Там и к Тайваню близко, и к Хонсю. Хорошее место, очень удобное для нашего бизнеса. А окинавцы, кстати, очень счастливый народ, они не работают, совсем не работают. Они идут на пляж, идут с пляжа, пьют и отдыхают. И живут дольше всех на планете.
- Да мы тоже счастливые - ходим в офис, из офиса, пьём иногда... Кстати, а откуда окинавцы берут деньги, если не работают, на что они живут?
- А, НО ПРОБЛЕМ!

12:38

А вообще я сейчас в командировке на заводе одной всемирно известной корпорации, назовем её Танака-дайгайся. Сидим тут, работаем, понимаешь... А чтобы зайти сюда, нужно пройти проходную. На проходной каждое утро сидит одна и та же девушка с красивой фамилией, назовем её Камимура-сан, которая выдает штуки для успешного прохода на территорию завода. Мне всегда было очень интересно как устроена её жизнь - она всегда выглядит совершенно одинаково, совершенно неопределимого возраста, очень красивая, но почему-то слишком обильно пользуется косметикой, отбеливая лицо. У неё всегда хорошее настроение и она, наверное, никогда не опаздывает на работу, а уходит в шесть. Потому что после шести на проходной сидят юморные старички, желающие хорошего вечера и благодарящие за работу каждого уходящего домой. Мне всегда интересно, что у неё в голове, потому что её лицо не выражает совершенно никаких эмоций, работа у неё такая, а японцы, как известно, делают свою работу более чем качественно. И еще интересно что она делает, если вдруг опаздывает немного на работу. Ведь если она тут каждый день, то на ней, наверняка, держится изрядная часть корпорации Танака-дайгайся. Наверное, Сятё её боготворит. Или вообще не задумывается о её существовании, что тоже возможно.
А сегодня утром, приехав на работу, все неспешно пошли к проходной, где Камимура-сан, как всегда идеально улыбающаяся без малейшей фальши, выдавала всем всякие штуки для проходной. Я как-то задержался, а она улыбнулась и помахала мне рукой. Как-то и не дошло до меня сразу что она сделала, эта невозмутимая, стальная Камимура-сан. Только потом коллега, старый, опытный и мудрый, сказал: "Ха, а нее-тян на проходной нам просто Доброе утро сказала, а тебе еще и рукой помахала.".

09:39

Ехали с обеда, по радио в машине услышали, что на станцию Сибуя в Токио залезла обезьяна.
Очень много версий выстроили о том, как она туда попала. Вроде, там огромный парк есть рядом, там вполне себе могут жить обезьяны. С другой стороны, основное легкодоступное людям место в Токио, где живут обезьяны, это гора Такао. До туда немножко далеко от Сибуя. Но почему Сибуя? Хотя понятно, это тусовочное место, туда много людей приезжает, популярно. Интересно, обезьяна приехала на поезде или пришла пешком? А, может, она со станции Сибуя решила поехать в Йокогаму?:D В Йокогаме тоже лесов хоть отбавляй.

Итак, нашел несколько фоток. Вы уж слишком не ругайте, фотографии, скорее, репортажные, чем художественные, поэтому не слишком красивые


Вот этот синкансен класса "утюг-самолет" отвез меня в самое сердце Киото:




"Доброе утро, Киото!"



Заселился я в гостиницу буквально напротив замка Нидзё-дзё. Собственно, вот и сам этот замок, вид сбоку



Так как в храм Гинкакудзи я не попал, потому что было закрыто, пошел гулять вдоль очень красивой, кристально чистой речки.
Через неё были крохотные, каменные мостики и на одном сидел художник-сама и рисовал:



А это на подходе к "храму чистой воды" - Киёмидзудера. Забавный парень попался в кадр



А это вид с террасы того самого храма - очень старая пагода в лесу. Я о ней рассказывал, это та самая, у которой гонг разваливается от старости.



Вот он - храм Киёмидзудера. и куча людей на террасе.



А вот такие камни растут в лесу вокруг храма:



А это уже Нара. Огромная пагода. Почему-то во всех описаниях её подчеркивается, что она пятиступенчатая. Любят люди всё считать...



"Нет, курите, пожалуйста!". А костры разводить нельзя, между прочим.



Огромный Будда в Наре.



...и олени по улицам ходют. "Дядя, дай печеньку!"



Золотой храм Кинкакудзи. Место познания пустоты. А на фотке совсем не такой...



Мини-водопадик возле Кинкакудзи. Пожалуй, одна из лучших достопримечательностей.



Черепахи на камнях греются это окрестности храма Рёандзи, что с каменным садом.



Моя дорога познания себя в окрестностях Арасияма. Очень серьезная фотка.



Лодочка-гондола с гуляющими людьми, проплывающая мимо. В этот момент над водой разливались звуки флейты из леса с противоположного берега.



К сожалению, без штатива, но это был тот самый вечер, который дал так много. Видно рулевых в белых одеждах и домик с гейшами. К сожалению, сами гейши растворились в свете.



Как я и писал ранее, черту под Киото подвести не удалось. Точнее, не то, чтобы не удалось, не захотелось. Слишком много сокровищ осталось, будто старых друзей, которых так хотелось встретить.
Проснувшись сырым и пасмурным утром в гостиничном номере в Наре, окно которого выходило на такой же серый и сырой переулок, решил я отправиться обратно в Киото. Нара почему-то на меня давила и вообще хотелось оттуда убраться поскорее. Не то, чтобы там плохо. Там тяготно как-то. Даже ходить по улице тяжело и ленно. Может быть, конечно, что так ощущался пролетающий мимо одиннадцатый тайфун, щедро поливающий Токио дождями.

*** про золотой храм и буддизм ***

В Киото же я первым делом отправился в золотой храм - Кинкакудзи. Всегда считал, что восторженные отзывы о Кинкакудзи основываются только на дурновкусии отзывающихся. Мол, золото, дорого, поэтому и "красиво". Однако, моя гордыня ушла восвояси, когда я пришел туда.
Храм находится на северо-западе города, там сама атмосфера какая-то очень умиротворяющая, очень чистый воздух и цикады заглушают человеческй голос.
Вместо билета в храм мне дали довольно крупный лист бумаги, исписанный иероглифами, эдакий омикудзи с предсказаниями всего самого хорошего. Никаких "билетных" атрибутов на билетике не было. А что, очень приятно.
Напомнило, как я, переходя улицу в Киото, пропустил вперед себя автомобиль. Внутри сидел буддистский некто (монах?) в белой одежде, он поднял руку, будто давая благословение, посмотрел на меня, отдал легкий поклон и поехал дальше. Вот такие водители в Киото бывают:)
В общем, Кинкакудзи оказался и в самом деле красивым. На фотографиях он так хорошо не выглядит. Очень тихое, мирное место, спокойный пруд с идеального вида могильными соснами и сияющий на солнце золотой храм посреди пруда. Думаю, зимой, когда немного снега, он выглядит еще лучше. Там были фотографии его именно в это время.
После Кинкакудзи я прогулялся еще по дорожкам в лесу вокруг храма, пофоткал, купил двух стеклянных черепашек и отправился дальше. Возле выхода был магазин с сувенирами, в котором продавалась книжка а-ля комиксы о том, как появился буддизм. Слишком внимательно я её не читал, правда, но зато вдумчиво:) Да, и там был хеппиенд - Будда ушел в Нирвану, а его товарищи очень за него радовались.

*** про сад камней и еще больше про буддизм ***

После Кинкакудзи отправился туда, куда хотел поехать больше всего - в знаменитый сад камней, в храм Рёандзи. Довез меня туда таксист, ужасно болтливый, но советовавший поехать на Арасияму. Увидев мою кредитную карту, выданную российским банком, он спросил по-русски "отто кууда вии пуриеехари?". Пришлось разочаровать, что из Латвии, хотя и в России был. В общем-то, я искал бамбуковую рощу с узкой дорожкой, это и оказалась Арасияма, поэтому таксист не простой, а кармический:))
В Рёандзи на входе росли лотосы, а в пруду на камнях сидели черепахи и грелись на солнце. Мощные спины карпов рассекали поверхность воды, а иностранцы совсем не шумели.
Сам дзенский сад камней оказался весьма интересным местом. На входе в храм потребовали снять обувь, что правильно.
Наверное, он и олицетворяет дзен-буддизм и вообще очень много что. Как ни посмотри в этом саду, увидишь другую картину. Да и само явление сада можно увидеть по-разному. С одной стороны, это неописуемая красота и невероятное ощущение покоя, которое даёт это место, даже шумные туристы замолчали. С другой стороны, эти камни могут что-то символизировать. Очень похожи на острова в море. А если посмотреть - и море из камешков. А дно моря из песка - еще более мелких камешков. А еще с одной стороны, это место удивительно нелепо - представьте кучу людей, с одухотворенными лицами таращащихся на груду камней, непонятно зачем там навеленную. Однако, мне стало понятно почему столько мудрецов именно там вдохновились на свои труды.
Вообще очень много что стало понятно.
Вокруг храма несколько небольших мирков. Вплотную к саду камней есть небольшие заросли мха и деревьев, удивительно зеленые и мягкие. Некоторые смотрели туда, а не на камни. С другой стороны дикий лес и родник для чайной комнаты, бьющий в сосуд в виде пятийенной монеты (про гоэн, кажется, уже рассказывал, но вкратце слово "гоэн" ассоциируется с духовной нитью, связующей все существа в мире). В самом же храме раздают небольшие брошюрки, описывающие историю сада и храма вкратце, а также несколько предложений о том, какие истины можно постичь в этом храме и вообще к чему стоит стремиться в жизни. Там же было и обьявление другого храма, приглашающего иностранцев-христиан и представителей других религий к себе на медитации. Я не уверен, но, по-моему, это был головной храм буддистской секты Сингон в Киото, о нём немного позже. Непонятно почему в дзенском храме сингонское обьявление тогда. Но я вообще многого не понимаю в этом деле. А в храм секты Сингон я попал случайно. Об этом позже.
Проникшись как следует и успокоив свой разбушевавшийся в последнее время ум, отправился я обратно к центральной станции Киото.

*** неинтересная глава про японского таксиста, говорящего по-русски ***

Тут у меня стоял выбор - отправиться в Осаку либо куда-то еще. Товарищ приглашал в Осаку на летний фестиваль. Я пришел в туристическое агентство на станции, чтобы забронировать гостиницу и пока ждал своей очереди, думал где же бронировать гостиницу. В конце концов решил отправиться на Арасияма, поэтому забронировал гостиницу в Киото, прямо возле станции, в филиале Киото Тавер Хотела.
Оставив багаж в номере, который почему-то оказался двухместным (никто не хотел со мной переночевать в одном номере??:)), пошел я на автобус, чтобы отправиться в Арасияму. Вообще, кстати, неплохая гостиница. Светлая, чистая, без лишней помпезности, а в номере не было какого-то "пластмассово-синтетического" настроения, как в некоторых, особенно новых, гостиницах. Честно говоря, мне этим даже рабухо больше нравятся - в них есть какая-то жизнь, что ли. Меньше синтетического. Пусть и более грязно по ощущениям, ибо в основном туда приходят только с целью весело переспать. Далеко не всегда по большому чувству.
Арасияма оказалась очень далеко в северо-западной части города, где-то относительно недалеко от Кинкакудзи и Рёандзи и представляла собой кучку небольших жилых домов, широченную реку, мост через неё и бархатистые горы, заросшие лесом, вокруг. На реке сделаны искуственные, а может и натуральные пороги, которые довольно красиво шумели, гармонично сливаясь со звуками отдыхающих людей. Приехал я туда, когда солнце уже садилось за горы и все лавки сворачивались. Возможно, днём там не так хорошо.

*** про заброшенный (?) храм и электрическую дзиндзю Ден-ден-гуу ***

Первым делом попытался найти дорогу в ту самую бамбуковую рощу, которая восхищала меня еще с воллпейперов на моторольных телефонах. Я и понятия раньше не имел, что это в Киото. Окинув взглядом леса на горах, увидел что-то похожее на заросли бамбуков и отправился в ту сторону. Путь был совершенно пустым, что не подкрепляло моих надежд найти рощу. Однако, я шел и вышел к массивному, очень старому, обросшему мхом и изрядно потрепанному дождями и ветрами камню с глубоко вырезанными в нём иероглифами. Что там было написано не понял, каллиграфия довольно причудливая, да и камень уж очень старый. Возле него стояла относительно новая, хоть и потрепанная табличка для туристов о том, что этот храм построенный, по-моему, в 12 веке, является главным храмом секты Сингон в Киото. Там же рядом должна находиться и синтоистская кумирня, посвященная электричеству и электромагнитому излучению. Экзотично:)
Подход к храму был, однако, весьма помпезным. Массивная, каменная лестница, уходящая очень далеко вверх в гору, к храму, огромные ворота, весьма основательная, каменная пагода у входа, с чьим-то местом погребения, полагаю. Однако, над массивной лестницей свисали ветви деревьев, основание ворот настолько прогнило от старости, что вообще удивительно было, как они стоят, небольшое здание у ворот вообще покосилось. Сами ступеньки были довольно грязными, в листьях деревьев и перьях птиц. Фонари вдоль ступенек обросли мхом, а стекла ввалились вовнутрь и являлись эдаким воплощением японского сибуя:)
Слева от ступенек стояла та самая кумирня - вся свеженькая, красненькая и очень маленькая. Подошел поближе и, может, это моё воображение, но язык во рту будто сжался в судорогах, как и всё тело. Потом еще протестировал это, подойдя ближе. Эффект наблюдался, но горазд слабее. Чудеса :) Возде неё на доске были прибиты дощечки с именами компаний, за которые молятся. Среди них Софтбанк, некое телевидение Нагасаки и вообще очень много известных имен так или иначе связанных с телекоммуникациями. Поднялся я и к самому храму, где не было ни души, только очень старый, даже слегка неаккуратный храм, статуи тигра и коровы на входе почему-то, охраняющие подход к храму. Там же стояла высокая, но такая же старая пагода и еще несколько прихрамовых построек. Всё блеклое. Интересно, почему так? Сингон-сю потерял свою популярность? Его ответвления, однако, весьма активно развиваются.
Напомнило небольшую дзиндзю для богини-лисицы Кицуне возле храма Киомидзудера. Она выглядела такой же заброшенной и покосившейся, а тории и вовсе с трещиной. Очень сильно было видно контраст той кумирни и величественного храма Киомидзудера, ровно как и здесь контраст этого храма и окружающего города с процветающими остальными храмами. Про Кицуне понятно, люди боятся ей молиться, потому что верят, что она может принести несчастья просто так, из обиды на бездействиел людей, а уж тем более тем, кто хоть как-то не ганбаримасит, а только молится.
В общем, ушел я оттуда весьма озадаченным и отправился искать бамбуковую рощу дальше.

*** про завораживающую Японию ***

Уже начинало понемногу темнеть, а бамбуковую рощу, эдакий грааль, я так и не нашел. Пошел по другую сторону моста, рассматривая одурительно красивые пейзажи вокруг - традиционные прогулочные лодки-гондолы с шарообразными фонариками под крышей, пришвартованные у причала, затянутые синеватой, предзакатной дымкой горы, как на пачке с чаем лапсанг-сучонг:) и водопады, падающие со скалистой горы у реки. Сказать честно, уже не жалел, что приехал сюда. Очень много впечатлений.
Пошел в лес вдоль реки по извилистой дорожке-перевалу над обрывом, порой даже без забора. Снизу мирно текла река, сверху шумели водопады, а я был где-то посерединке. Где-то издали, мне будто казалось, доносились звуки флейты.
Думали показалось? Как бы не так. Зайдя еще километра два вверх по течению, увидел в лесу на втором берегу своды крыши какого-то храмоподобного строения, откуда доносились эти самые звуки флейты. Кто-то играл, при чём будто описывая виды, которые видно вокруг, такая японская традиционная музыка без присущей европейской музыке мелодии, местами заливистая, местами обрывистая, переменчивая, от этого она была еще лучше.
Тем временем мимо меня снизу проплыла одна такая лодка-гондола, на носу стоял управляющий ей дедушка с повязкой на голове и длинным шестом в руках, показывающий этим же шестом окружающие красоты своим пассажирам.
Любуясь всем этим и ущельем, в которое садилось солнце и откуда текла река, забрался я опять к какому-то храму без единой души рядом. Только опять же, покрытые мхом фонари и очень грубые столбы. Однако тут было заметно, что кто-то хозяйничает, храм не выглядел брошенным. Уже совсем стемнело и я отправился назад, подсвечивая дорогу перед собой фонариком для наведения фокуса на фотоаппарате. Ощущение было, что я в средневековье, потому что только средневековые и вечные предметы окружали меня. Разве что фотоаппарат на шее как-то был не из этого времени.
Когда я шел обратно, по реке поднимались уже несколько лодок с фонариками, а управляющие ими люди с шестами на носу лодок были одеты в белые, развевающиеся одежды. Выглядело призрачно. На втором берегу стояло здание, похожее на павильон, в нём сидела женщина в кимоно и с прической гейши, в руках держала сямисен, а перед ней там же, на татами, сидели такие же, как она - в кимоно и с прическами. Они ей очень глубоко, почти до пола, поклонились и она начала играть на сямисене и петь. Наверное, это были гейши?..
Рассказать сложно, приукрашать не хочется, но красота была неописуемой - весь этот пейзаж и все эти люди. Именно та Япония, которую многие считают мифом, а еще про неё пишут в книжках любители японского романтизма - сакуры, гейш и самураев.


Во второй день пребывания в Кансае я решил подвести черту под Киото и отправиться в Нара. Немного забегая вперед скажу, что подвести черту под Киото не вышло, но об этом позже.
Прочитал в интернете, что между Киомидзудера в Киото и знаменитым местом с гейшами - Гион, есть улочка с очень изысканной, уникальной керамикой. Я вообще большой любитель японской керамики, если честно, поэтому это был мой вторичный квест на тот день.
Значит, кое-как проснувшись утром в гостинице, поплелся я к центральной станции Киото, чтобы отправиться в знаменитый храм Киомидзудера. На самом деле, в него мне хотелось отправиться больше всего. Долго ли, коротко ли, приехал я в храм, провел там замечательные хм... сколько часов? Часа три, наверное, времени в привычном понимании слова в таких местах не существует. Нашел старую-старую пагоду в лесу, крыша которой торчит из леса, если смотреть из главной терассы храма вниз, гонг на пагоде уже разваливался от времени, кусочек от него отвалился. Интересно, сколько ей лет? Кстати, всегда, когда я вижу пагоду, меня не покидает ощущение, что это эдакий высокотехнологичный девайс для того, чтобы коннектиться к космосу. Почему к космосу? Потому что все гигантские антенны, которые я видел, коннектятся к каким-то космическим обьектам. Очень энергетичный девайс, в общем.
По дороге обратно наведался в лавку с той самой знаменитой керамикой. Ну, я читал, конечно, что она очень изящная и очень дорогая. Но кто же знал, что она настолько дорогая :) Привычная цена для кружечки это 200-300 йен, а тут 9000 и более как нечего делать. Тем не менее, один интересный комплект я купил :) Теперь он со мной путешествует со мной из гостиницы в гостиницу, из койн локера в койн локер.
Пропуская всякие мелочи скажу, что в Нара я приехал основательно так после обеда уже. Между Киото и Нара из окон поезда видно деревню. Вот вообще - наинатуральнейшую деревню, с огородами, рисовыми полями, бамбуковыми зарослями и маленькими домиками. В Сидзуока, правда, моё представление о деревнях складывалось иначе. Но тут всё иначе, чем вокруг Токио - тут Кансай.
Честно говоря, представлял я Нару совсем иначе. Ну, думал что это такой же не слишком крупный город, как Киото. Но то, что на центральной станции всего два выхода - западный и центральный и всего 5 платформ, меня насторожило. Нара превзошла все ожидания. Городок более чем крохотный. По крайней мере, так выглядит. :) Однако, первая японская столица, угу. Опуская подробности поиска гостиницы и встречи с товарищем, скажу, что пошли мы в знаменитый парк, который и не парк вовсе, а просто эдакая часть города. Добрая половина, при чём. Уже слышал от других, что здесь по улице ходят пятнистые олени и не удивился, когда ко мне подошел один такой рогатый йа оленя и потыкался носом в руку, а заодно лизнул фотоаппарат. Пришлось купить оленям сикасенбе - эдакие печенья специально для оленей. Кушают они их с преогромным удовольствием, однако такой наглости, как некоторые о них рассказывают, я не заметил.
Олени есть везде - порой они ходят целыми стаями, а проходящие мимо девочки при виде оленят пищат "каваииии!". Олени тут, кстати, священные, поэтому всем их положено любить и почитать. О-ками-сама так приказал.
Картинка (йа оленя):




Затем мы посетили музей, где была целая куча всяких штук из восьмого века. Очень впечатлило то, что 1200 лет назад знатные люди одевались вполне себе неплохо. Даже вполне привычные в наше время застежки уже существовали, оказывается.
После музея отправились мы-таки в огромный храм. Храм этот построен вокруг гигантской статуи Будды. Храм сам тоже весьма впечатляет размераим. Однако, меня удивила надпись в духе "Здесь был Танака" на одном из опорных стобов храма. Что тут скажешь... Увидев это и почувствовав ту силу, которая есть в этом храме не начать уважать буддизм довольно сложно.

Сказать честно, Нара в целом не произвела на меня такого глубокого впечатления, как Киото. Однако, город прекрасен. Вот еще Йа картинко: (эдакий маленький павильон на воде):


Вечер же мы провели, поедая кансайскую еду на терассе ресторана в центре Нара и товарищ пытался меня научить кансайбену - кансайскому диалекту японского языка.
Ужасно странный, по-моему :)


16:32

Кансай

Вот и подходит к концу мой первый день знакомства с Кансаем. Начать я решил с Киото. Первые впечатления начались уже в синкансене. Когда едешь из Токио в Нагоя, то довольно-таки урбанизированный ландшафт практически не кончается - поезд едет по достаточно обжитым местам. Даже идилличная префектура Сидзуока (Шизуока%)) с её чайными полями и океанским побережем имеет кучу домиков. А как только выезжаешь из Нагоя, через какое-то время кончаются все домики и начинаются такие же идилличные бамбуковые и кипарисовые леса и ни одного домика. Почти. А все речки подписаны по из именам, в то время как в Канто многие даже не знают как называется река Сумида. :) Вот так начался Кансай.

Второе мое удивление было уже на станции.

Сначала стоит рассказать, что по известной всем легенде, в Канто, т.е., в округе Токио, все ходят, ездят и стоят на эскалаторах с левой стороны, а обгоняют и ходят по эскалаторам с правой. При этом в Кансай, вроде бы, всё наоборот. Разве что движение на дорогах такое же - левосторонее. Да что там, даже частота тока в электрической сети между Канто и Кансаем отличается. Так вот, я ожидал увидеть, что на станции Киото все будут аккуратненько, как в Токио, стоять на одной стороне, а идти по другой. А что я увидел? Полнейший хаос, дамы и господа. Одни слева, другие справа, трети вообще посередине. За всё время только на одной станции метро какая-то бабушка встала на правой стороне и все за ней послушно встали, а "левые" пошли наверх. Вот так... Я не знаю точно чем обусловлена такая разница в культурах стояния на эскалаторах и ходьбе по улице, но легенд есть множество. Самые правдоподобные две, что я слышал это вот: первая: в округе Токио раньше жили самураи и прочие военные личности, а в Кансае купцы и продавцы:). Когда самурай идёт по левой стороне, то проще вытащить меч, а заодно и защититься. А на правом плече купцы таскали мешки с деньгами. Правда, гласит оговорка человека, у которого я это прочитал, неизвестно откуда у самураев и кансайских купцов эскалаторы. Да что там, Япония всегда впереди планеты всей:)) Вторая легенда такова, что в Кансае в каком-то там году для удобства иностранцев приняли такую схему - все делать по правой стороне. Сейчас царит хаос, правда, из-за такого бонуса иностранцам:) И японцам неудобно, полагаю, и иностранцам.

Так вот, в чём же было моё удивление? В том, что если бабушка натыкается на меня на улице, а делают это они очень регулярно в Киото, потому что системы хождения по улицам тут нет. Нет, она есть, но понятна, похоже, только опытным кансайцам - двигаться в системе броуновского движения сложновато с непривычки. Так вот, бабушки говорят не "сумимасееен", а "экскьюз ми, сэр!". В Токио, услышав такое, я только морщился, потому что за неяпонца приняли. А тут как-то гармонично всё так. А в туристическом центре и в магазинах все вообще спокойно говорят со мной по-английски, хоть я и не настаиваю и по токийской привычке говорю по-японски. В Токио-то английский мало кто понимает, на самом деле.

Так вот, забронировал я себе гостиницу возле замка Нидзё-дзё. Замок замечательный, я первым делом в него сходил, но стоит отдельного рассказа мой чекин в гостиницу. Вообще я заплатил мало и ожидал увидеть эдакий "бизинесу-хотеру", как в Токио - трех- или четырёхэтажное здание в зарослях цветов где-то в дебрях жилых районов, где на "ресепшне" сидит бабушка и выдает ключи, глубоко кланяясь. Оказалось, что в Киото за такую цену я получил весьма недурную гостинцу по токийским меркам. Более чем даже... Стоило мне войти, как ко мне подбежала ресепшн-девушка и томным голосом произнесла прямо на ухо "ар ю гоинг ту чек ин, сэр?". Ну, я, конечно, гоинг ту чек ин. Заполнил бумажку, где написал сколько мне лет и где живу, и повела мне некая девушка, которой на ушко прошептали "нихонго сяберэру!" (говорит по-японски!). Девушка оказалась очень бойкой и начала расспрашивать меня откуда я. Точнее, не так - она спросила, не из Франции ли я? Пришлось разочаровать, что в моей стране хоть и есть Париж, но всего лишь Северный. Она сказала, что страну мою знает и чуть ли не запрыгала от радости с криками "сугой!". В лифте вообще вредно прыгать, кстати... Показала она мне комнатку, упорно продолжая разговор, а я, как обычно застеснялся и разговор продолжал достаточно отстранённо. Девушка вполне откровенно и очевидно не хотела уходить, уж очень ей хотелось поближе пообщаться (нет, вы не подумайте чего! даже гейши не спят с клиентами), но я же стеснительный молодой человег... В общем, она пропищала "сицурей симаимасита" ("совершила нетактичность";) и молниеносно скрылась за дверью. А жаль, в Киото как-то более одиноко даже, чем в Токио. Наверное, потому что людей вокруг несоизмеримо меньше.


Вот. На этом я свое повествование почти закончу, оставив место на завтра. Скажу лишь, что тут кишит всё живностью, историей, древней Японией и дзенской атмосферой. Я провел неимоверное количество времени, когда просто шел по берегу кристально чистой реки где-то на окраине Киото вверх по течению, затем зашел в синтоистский храм, посвященный богу Эбису, помолился и отправился в гостиницу. А о живности - мне на спину приземлялись цикады, а возле гостиницы под фонарем вместо тучи ночных мотыльков порхает туча летучих мышей. Романтично.
Вот :) Спокойной ночи. Киото действительно умиротворяет.


06:30

Шел по офису за кофе, а коллега сказал, что я хентай. И как знает, по глазам догадался, что ли?

А кроме этого коллега сказал, что лет эдак триста назад, в эпоху Эдо, вокруг Великого Эдо (Токио) жило очень много самураев.
В Эдо летом было очень жарко. Один наблюдательный ум заметил, что когда мурашки по коже, тогда холодно. Поэтому стали рисовать везде привидений. Посмотрят на привидение и прохладно становится.
А я, сказал коллега, похож на одно из привидений, поэтому я очень полезен, если меня брать с собой в жару.
Ну и, традиционно, предлагаю свои услуги - составлю вам компанию в Окинаву, на Гаваи, в Гуам, а так же в пустыни Австралии. За услуги по оказанию прохлады своим внешним видом не возьму ни гроша, но траты на транспортировку меня лежат на вас, окякусамы:)


20:29

Вчера ночью болтали с коллегой в скайпе, обсуждали велоруление по японским дорогам.
Жаловался ему, что не понимаю правил дорожного движения - всегда еду по левой стороне как желтый человек, а мне навстречу несутся разнокалиберные камикадзе - обасаны* и оджисаны** вперемешку с оннаноками***, да еще и без света порой, только успеваю от них уворачиваться.
Спросил у коллеги прав ли я, что еду по левой стороне. Он подтвердил, что я прав и даже дал мне правила дорожного движения для веросипедистов по-японски, а еще сказал, что это люди "буря-", таких людей много. Особенно обасаны "буря-". Я, правда, заметил, что в основном это оннаноки, т.е., юные девочки, а он сказал, что оннаноки становятся обасанами, поэтому это одно и то же, они все "буря-".
Что такое это загадочное "буря-" я даже не догадывался. Решил, что какая-то местная малопрогрессивная субкультура, потому что прогрессивная субкультура не будет так самоубийственно носиться по встречке и широко раскрывать глаза при виде меня. Кстати, другой коллега посоветовал особо не уворачиваться, потому что в случае, если некая неосторожная оннаноко всё же налетит на меня, будет повод пригласить её на кофе, а у неё не будет причин отказываться, виновата, всё-таки. (главное, чтобы кофе оказался не в столовке при больнице, ага)
Ну, вот, спросил у коллеги что это за "буря-" такие. Отвечает, что как так, я же должен знать это слово, все, кто знают русский язык, знают это слово... Тут я задумался, но подозрения не падали ни на что. Потом подумал - "бряяяяяя!".
И всё понял.


* обасан - тётя, любая женщина на улице, в принципе
** одзисан - то же самое, но дядя
*** онна но ко - девочка, девушка, в данном случае студентки женского колледжа неподалеку

17:32

Ехал сегодня вечером домой, зашел в вагон, встал где-то в толпе, достал мобильник, играюсь, чтобы время убить. Рядом еще попался какой-то гайдзин, который мне даже понравился как гайдзин. Нет, ну, вы не подумайте, дядьки мне не нравятся, просто обычно гайдзинов никто не любит, а этот выглядел хорошим. И кожа у него была как у меня - эдакого недомонгольского типа, с изрядным загаром, что еще больше добавляло доверия. Вообще, знаете, пожив в Азии начинаешь отличать вещи, на которые раньше внимания не обращал - тип кожи, глаза, волосы, изгиб ног, много что.
В общем, стоим мы все, поезд забит, как обычно (еще одна ремарка - поезд на моей линии вообще перманентно забит, я помню только один день, точнее вечер, когда в поезде было достаточно много свободных мест). И тут слышим мы (все посетители поезда), что у соседней двери начинается словесная перепалка. Вот живя где-нибудь на западе, да даже на востоке, в том же Владивостоке, услышав перепалку не особо удивляешься - истериков/истеричек мало, что ли? А в Токио это целое событие. Далеко не каждый год услышишь! А перепалка между тем превращается уже в обмен довольно резкими выражениями, да еще и по-английски.
Знали бы вы, какой букет чувств мне пришлось испытать. Во-первых, мне было ужасно стыдно, вот настолько стыдно, что хоть под землю провались. А стыдно за всех гайдзинов вместе взятых, потому что вести себя культурно, как правило, не умеют. И всем таким сознательным, которые стараются жить по-японским правилам, думаю, тоже очень стыдно. Мои мысли дошли уже до того, что я подумал над тем, чтобы подойти туда к ним и жестоко их осечь, чтобы замолчали как-нибудь, но ведь так я только приумножу зло, поэтому мой выбор был молчать.
Ну, шуметь в Японии ведь это очень неприлично, а куда уж огрызаться друг на друга, а куда уж по-английски! В общем, мегадайсицурэй какой-то.
Тем временем весь поезд туда уже стал оглядываться, да и я посмотрел - перепалка велась между высоким дядькой монголоидной внешности (кореец?) и какой-то бабушкой, которую я не видел. Оба прекрасно говорили по-английски, оба с японским акцентом почему-то. Суть была в том, что дядька бабушку пихнул нечаянно и не извинился. Ну, чудеса, да и только.
Постепенно весь поезд начал хихикать, а некоторые почти в голос хохотать. Дядька, похоже, не выдержал такого позора, когда над ним смеется весь поезд и выпрыгнул на первой попавшейся станции. А бабушка, оказавшаяся "хаафу" - полуяпонкой с ангельским лицом (но как она орёт!), мило улыбаясь села на место.
В общем, не шумите, дамы и господа. Тишина и молчание это очень большая ценность. Западные люди этого не понимают обычно.